- 26/11/2021
- 19
- нет
«Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет на этнокультурных традициях народа саха»
Подготовила статью: Шамаева Мария Александровна воспитатель младшей группы МБДОУ детский сад «Кэскил» с.Хампа Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия).
Выдающиеся педагоги — пропагандисты идей народной школы Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский уделяют большое внимание вопросам умственного воспитания детей. Я.А. Коменский, отдавая должное роли родного языка в развитии познавательных способностей ребенка, прямо указывает в своих дидактических трудах, что именно семья закладывает фундамент знаний детей об окружающем мире.
И.Г. Песталоцци вывел правило, что, поднимаясь от наблюдения к выводам на основе опыта, обогащенного нравственным чувством, ребенок включается тем самым в процесс умственного воспитания.
Интеллектуальные способности и знания высоко ценятся в народе саха. Идея умственного воспитания отражена в народных пословицах: «Знание — светоч ума», «Без знаний работы не добыть, без работы сытым не быть», «Книга — книгой, а своим умом двигай». Народ заботится и об успехе применения знаний в жизни, так как уверен: оторванные от нее абстрактные знания не имеют практического значения: «Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля», «Разум силу победит», «Знание без применения — это туча без дождя».
Народные традиции предполагают передачу старшим поколением накопленных годами и веками опыт, знания, умения и навыки молодому поколению. Якуты с малых лет ребенка приучают к труду, так как благодаря постоянному стремлению к знаниям, самообразованию постигается общее и интеллектуальное развитие. Как считают в народе: трудолюбивый человек успешен во всем. Тот, кто обладает определенными способностями и знаниями, но не предполагает никаких усилий для их развития и совершенствования, остается на обочине жизни. А тот, у кого есть тяга к знаниям и усердие, добивается своих целей и положительных результатов. В этом, как считали древние якуты, огромное значение имеет семья. Родители всегда стараются вырастить своих детей умными, совестливыми, трудолюбивыми и физически развитыми, воспитывают чувство патриотизма. Мать-природа при рождении ребенка наделяет его достоинствами и недостатками. Немаловажную роль имеет и наследственность, то, что передается по генам. То есть семья должна стараться развивать те умения, которые проявляются в ребенке, а недостатки по мере возможностей искоренять. В этом помогают наши бабушки и дедушки, жизненный опыт которых просто бесценен, с годами накопленная мудрость позволяет направить воспитание и развитие детей в правильное русло, и избежать ошибок, промахов. Бабушки рассказывают истории, тем самым открывают ребенку удивительный мир приключений олонхо, мир сказок, объясняют значение народных пословиц, поговорок и загадок, все это стимулирует развитие ума и речи ребенка. Дети активно участвуют в происходящем, отгадывают загадки, пересказывают сказки, поют, сами придумывают истории. Все эти интеллектуально-познавательные приемы развивают любознательность, сообразительность, прививают любовь к родному языку, помогают овладеть его богатством.
Я считаю, что развитие интеллектуальных способностей детей будет эффективным, если обучение в ДОУ будет проводиться на родном языке по специально разработанной программе с учетом этнокультурных особенностей и специфики региона.
С этой целью была разработана и научно обоснована авторская программа «Билгэ билии» по развитию интеллектуальных способностей детей в ДОУ.
Почему именно «Билгэ билии»? В философско-мировоззренческом Учении Айыы народа саха подчеркивается три уровня познания мира: «билгэ», «танха», «дьыл5а», которые предполагают развитие логико-интеллектуальных способностей, астрорегуляцию, а также развитие сенсорно-эйдетических, генетически заложенных способностей человека.
Целью программы является:
— Развитие сенсорно-эйдетических, интеллектуальных и творческих способностей детей.
Мною выделены несколько направлений содержания работы с детьми. К примеру, установление причинности-следственности, нелокальности, бинарности и т.д. на основе анализа, синтеза, обобщения, классификации по свойствам, отношениям, зависимостям и закономерностям.
Промежуточный анализ результатов показывает положительную динамику в развитии интеллектуальных способностей детей.
Таким образом, я считаю, что целенаправленная работа с детьми по развитию их интеллектуального потенциала с учетом этнокультурных традиций благотворно влияет на их целостное личностное развитие.
Комментарий читателей статьи "«Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет на этнокультурных традициях народа саха»"